Символизм

Символизм - движение в литературе и изобразительном искусстве, не обладавшее жесткой организационной структурой, расцвет которого пришелся примерно на 1885 - 1910 годы.

Движение декларировало отказ от прямого, буквального отражения явлений, обращение к ассоциациям и догадкам. Оно было частью более общего антиматериалистического, антирационалистского направления образа мышления и подхода к искусству, сформировавшегося в конце XIX века. В частности, символизм возник как ответ импрессионизму с его натуралистическими идеями.

Символизм обращается к постижению духовных законов, управляющих мирозданием, стремится к пересозданию мира по принципам панэстетизма (всепобеждающей красоты). Творчество понимается как причастность художника к надмирным тайнам, которые провидятся через поиски соответствий мира реального и "незримого очами". Символ - эстетическая категория, отличная от аллегории и художественного образа. По определению поэта и теоретика символизма Вяч.Иванова, символ "изрекает на своем сакральном и магическом языке намека и внушения нечто неадекватное внешнему слову [...], неисчерпаем и беспределен в своем значении, многосмыслен и всегда темен в последней глубине [...]. Символ - ядро и зародыш мифа". Символ ознаменовывает существование высших миров. Преломляясь во внутреннем зрении символистов, реальный мир превращается в поэтическую метафору или миф.

Символисты пытались выразить в зрительных образах духовный опыт, эмоциональные переживания. Как выразился поэт Жан Морса в Манифесте символистов, опубликованном в газете "Фигаро" 18 сентября 1886 года, символизм должен был "облечь идею в форму чувства". Поэты-символисты считали, что между звучанием, ритмом слов и их значением существует тесная связь. Точно так же художники предполагали, что цвет и линия могут выражать идею сами по себе.

Критики того периода были склонны проводить параллели между разными видами искусства. Многие художники символисты искали вдохновения в тех же образах, что и поэты (такой общей темой, например, был образ "роковой женщины", femme fatale).

Характерной чертой движения было сильное, мистическое религиозное чувство, но в равной степени символистов также привлекали эротические сюжеты, темы порока, смерти, болезни и греха.

Стилистически движение символизма было в высшей степени неоднородным. Одни уделяли внимание совершенно экзотическим деталям, другие доходили до почти примитивной простоты в изображении предметов. Контуры фигур могли быть четкими, могли теряться в мягкой туманной дымке. Впрочем, общая тенденция вела к уплощению форм и к закрашиванию обширных областей холста одним тоном, что в целом соответствовало линии "'постимпрессионизма.

Освободив живопись от того, что Гоген называл "оковами достоверности", символизм создал предпосылки для формирования большей части художественных движений XX века.

Хотя символизм обычно ассоциируется с Францией, он был распространен во всем мире. В России символизм воплотился в поэзии А. А. Блока, К. Д. Бальмонта, В. Я. Брюсова, живописи М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова, раннего К. С. Петрова-Водкина (смотреть Петров-Водкин К. С.), художников объединения "Мир искусства" и "Голубая роза". Своеобразие русского символизма проявляется в стремлении постигнуть тайну природы, прошлого, души человека и их созвучия в мире идеальной реальности, сотворенной искусством

Лев  Бакст, Элизиум

Лев Бакст, Элизиум. 1906

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович, Призраки

Виктор Борисов-Мусатов, Призраки, 1903

Кузнецов Павел Варфоломеевич, Голубой фонтан

Павел Кузнецов, Голубой фонтан, 1905

Врубель Михаил Александрович, Демон (сидящий)

Михаил Врубель, Демон (сидящий), 1890

Кузьма Петров-Водкин, Купание красного коня

Кузьма Петров-Водкин, Купание красного коня, 1912

Левитан Исаак Ильич, Над вечным покоем

Исаак Левитан, Над вечным покоем 1894

 карта сайта
Copyright ©2006-2012 Webmaster: webstarco@yandex.ru
Полное или частичное использование материалов сайта только с указанием активной ссылки детские образы в живописи
Hosted by uCoz