Авангардизм

Авангардизм (Франц. avant-gardisme, от avant-garde - передовой отряд) - в художественной практике XX в. обобщенное наименование различных направлений (кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактное искусство и др.), которым присуще стремление отказаться от устоявшихся принципов и канонов, обновить весь художественный строй произведений.

Рождённый духовной атмосферой 20 века с его грандиозными катаклизмами, иллюстрирует не только противоречия между разными системами и техниками композиции, но и борьбу мировоззренческих позиций.

Одни теоретики и практики авангардизма декларируют создание элитарного искусства, чуждого социальным задачам, другие, наоборот, ищут принципиально новые выразительные средства для передачи настроений социального протеста, революционного содержания.

Выделился главным образом не в законченных формах, а в тенденциях к вытеснению традиционных тем, сюжетов и принципов композиции, гипертрофии условности, сильной (звуковой, цветовой, пластической и другой) экспрессивности.

В период 1905-30-х гг. авангардистские преобразования в сфере творчества имели выраженную социальную направленность. Приверженцы авангардных направлений выступали против буржуазной культуры, которую воспринимали как косную и застойную. Наивысшее ее выражение они видели в официальном академическом искусстве.

Перед Второй мировой войной демонстративно непримиримый характер авангардизма уступил место более спокойному развитию. Вторая, менее мощная волна подъема авангардизма - неоавангардизм - относится к послевоенному периоду.

В ряде стран так называемого социалистического лагеря авангардизм находился под государственным запретом и боролся против рутины "ангажированного" искусства, регламентации художественного процесса.

В России с ее революциями начала 20-го века авангардизм нашел благодатную почву для своего развития. Здесь появились выдающиеся мастера Малевич К. С. и Кандинский В. В.. Испытали влияние немецкого экспрессионизма художники ОСТа (большое воздействие, указанное течение, произвело в частности на творчество Дейнека А. А.).

Боччони, Под перголой в Неаполе

Футуризм: Умберто Боччони, Под перголой в Неаполе

Кандинский, Москва. Красная площадь

Абстракционизм: Василий Кандинский, Москва, Красная площадь

Пикассо, Авиньонские девицы

Кубизм: Пабло Пикассо, Авиньонские девицы

Руссо, Автопортрет

Примитивизм: Анри Руссо, Автопортрет

С.Дали, Постоянство памяти

Сюрреализм: Сальвадор Дали, Постоянство памяти

Эдвард Мунк, Крик

Экспрессионизм: Эдвард Мунк, Крик

 карта сайта
Copyright ©2006-2012 Webmaster: webstarco@yandex.ru
Полное или частичное использование материалов сайта только с указанием активной ссылки детские образы в живописи
Hosted by uCoz