Репин Илья Ефимович, Отказ от исповеди перед казнью.1879 — 1885 годы. Государственная Третьяковская галерея. Москва. Холст, масло 48 x 59.
В ноябре 1879 года известный художественный критик Стасов В. В. - близкий приятель И. Е. Репина - познакомил художника с опубликованной в нелегальном журнале "Народная воля" поэмой Н. М. Минского (Виленкина) под названием "Последняя исповедь". Произведение произвело на Репина огромное впечатление, и у него появился замысел новой картины "Исповедь" (авторское название картины, которую в советское время переименовали в Отказ от исповеди перед казнью).
Репин мастерски строит композицию полотна: глубина пространства камеры достигается посредством диагонального расположения арестантской койки, связь между персонажами устанавливается расположением их лицом друг к другу. Художник отказывается от изображения спора средствами движения и жестикуляции фигур, переводя столкновение мировоззрений в плоскость внутренней психологической выразительности.
Главный герой картины Отказ от исповеди перед казнью изображен Репиным в фас. Он выглядит измученным заточением, однако воля революционера не сломлена, в его усталом взгляде читается решимость и презрение к смерти.
Репин первым из русских мастеров живописи обратился к теме революционного движения. Творчество мастера включает цикл картин, главными героями которого стали представители "Народной воли" (Смотрите картины: Не ждали, Арест пропагандиста).
|