Прянишников Илларион Михайлович, Порожняки.1872 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва. Холст, масло 88 х 132
Картина Порожняки одного из основателей Общества передвижников Иллариона Михайловича Прянишникова стала заметным явлением в русском живописном искусстве пореформенного периода.
Художник соединяет в своем произведении бытовой жанр и пейзаж. Этот прием позволяет Прянишникову добиться необходимого выразительного эффекта.
По бескрайнему заснеженному полю движется порожний крестьянский обоз. На последних санях, не по погоде одетый семинарист, сжался от нестерпимого холода. Он едет на каникулы домой. Зимний вечер в сопровождении поземки окутывает равнину, стирая грань между небом и землей. Простор выглядит унылым и серым, только слева отблески догорающей зари добавляют теплых красок в минорную палитру.
Пейзаж в картине Порожняки имеет важный повествовательный подтекст. Этот элемент произведения помогает раскрыть внутренний мир семинариста: юноша, несмотря на трудности, стремится к свету и знаниям. Прянишников создает замечательный по содержанию живописный образ, глубина и значительность которого приобретает социальное звучание.
Полотно демонстрировалось на первой передвижной выставке с такими шедеврами русской живописи как «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николая Ге. Порожняки получили восторженные отклики современников. Высокую оценку произведению дал известный критик В. В. Стасов.
|