Перов Василий Григорьевич, Тройка. Ученики мастеровые везут воду.1866 год. Третьяковская галерея. Москва. Холст, масло 123,5 х 167,5
В 1864 году художник Перов досрочно возвращается из пенсионерской поездки на родину. С этого момента в лучших своих картинах мастер переходит к выражению драматичных эпизодов из жизни простого человека. "Истинный поэт скорби" так назвал Перова его ученик Нестеров М. В.
В картине Тройка главенствует драматическая тема. На фоне монастырской стены, по занесенной снегом дороге трое бедно одетых детей, напрягая свои последние силенки, тащат огромную обледенелую бочку с водой. Сердобольный прохожий помогает им преодолеть неровность дороги, подталкивая бочку сзади.
Мрачный городской пейзаж, вихри снежной метели вызывают ощущение холода и беспросветной тоски. Дальний план картины растворяется в сгущающихся сумерках, из которых зловеще появляются очертания птиц. Динамизм всей сцене сообщает диагональная композиция.
Известно, что Перов изначально хотел подчеркнуть в героях признаки уродства и крайнего истощения, тем самым, вызвать у зрителей чувство жалости к детям низших сословий, чей удел был холод, голод и непосильный труд. Об этом свидетельствуют его этюды и зарисовки к картине. Позже художник отказался от своего замысла и придал детским лицам выражение миловидности и безысходности, что сделало их образы одухотворенными.
За картину Тройка. Ученики мастеровые везут воду Василий Григорьевич Перов был удостоен высокого звания академика живописи.
|