Врубель Михаил Александрович, Демон (сидящий)

Врубель Михаил Александрович, Демон (сидящий).

1890 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Холст, масло 116,5 х 213,8

Демон (сидящий), главная картина Врубеля, была создана в 1890 году. Художник обращается к образу "светлого" Демона, в котором видит не князя тьмы, а могучий творческий дух. В русле религиозно-мистических исканий своего времени Врубель создает авторский миф. Основой для него послужили прообразы мировой культуры - древнегреческое платоновское понимание Демона, образы философии Ф.Ницше ("Демон меланхолии и сумерек"), поэма М.Ю.Лермонтова "Демон".

Для Врубеля это "дух не столько злобный, сколько страстный, страдающий и скорбный, но при всем том дух властный и величавый" ( М.А. Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. М., 1976). Наиболее близко Врубелю понимание Демона в философии Платона как "посредника между людьми и богами, который ведет человека крестным путем страсти и смерти к познанию бессмертия и высшей красоты" (Соловьев Вл. Жизненная драма Платона). В титанической драме своего героя художник пытается разрешить центральную эстетическую проблему эпохи - жертвенное и героическое призвание творческой личности, стремящейся подняться от видимой красоты к высшему совершенству.

Демону Врубеля свойственна внутренняя раздвоенность: бесплотный одухотворенный лик и могучее тело, подобное сияющему в закатных лучах огромному камню. Дух кажется закованным в тело и жаждет освободиться от оков. Он созерцает "древнее золото заката, вкрапленное в сине-лиловые миры мрака"( М.А. Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. М., 1976) и словно вспоминает покинутый им мир небесной красоты. На щеке его мерцает жемчужная слеза - свидетельство скорби духовного исполина о хрупкости мира земного. Все вокруг охвачено чудесными превращениями: фантастические цветы принимают форму кристаллов, отбрасывают металлические блики и осыпаются аметистами.

В художественной манере Врубеля ощущается титанический натиск на форму, передающий пафос высекания духовной энергии из косной материи. Он как бы стремится создать некое нетленное сверхвещество живописи, философский камень, хранящий тайну бессмертия. Работая мастихином, специальным ножом, художник соединяет живопись и ваяние. В результате создается ощущение монументальной техники, подобной мозаике.

Источник:Середнякова Е. Г. "Русская живопись конца XIX-начала XX века" (Знакомоство с Третьяковской галереей. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2008)
Copyright ©2006-2013 Webmaster: webstarco@yandex.ru
Полное или частичное использование материалов сайта только с указанием активной ссылки детские образы в живописи
Hosted by uCoz